Статьи: правовое просвещение
Возможна ли регистрация транспортных средств возможна через производителя или дилера?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1764 с января 2020 года закреплена ставить на учет новые ТС через специализированные организации (производителей или дилеров), которые также смогут:
- готовить и подавать в ГИБДД документы от имени владельца ТС;
- изготавливать номерные знаки (при соблюдении ряда требований);
- передавать ТС владельцу с уже установленными знаками и с регистрационным документом.
Установлено, что специализированные организации и ГИБДД будут взаимодействовать через единый портал госуслуг. Эти организации обязаны хранить связанные с госрегистрацией документы в течение трех лет со дня постановки ТС на учет.
Федеральным законом от 27.12.2019 N 448-ФЗ введение административной ответственности за несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения отложено на 1 июля 2020 года
Указанный срок установлен положением, введенным Федеральным законом от 15.04.2019 N 58-ФЗ, которым устанавливаются административные штрафы за несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных.
Кроме того, из КоАП РФ исключены положения, касающиеся осуществления регионального ветеринарного надзора, в соответствии с принятым Государственной Думой РФ Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора", согласно которому полномочие по осуществлению государственного ветеринарного надзора в полном объеме будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ее территориальные органы).
Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ внесены изменения в законодательство, направленные на повышение "прозрачности" госзакупок в рамках контрактной системы.
Внесенными изменениями:
разграничиваются понятия "контракт" и "государственный контракт";
вводится понятие "контракт жизненного цикла";
в рамках реализации национальных проектов устанавливается возможность заключения контрактов, предметом которых может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка медицинского оборудования (если это предусмотрено проектной документацией);
вводится упрощенный порядок проведения запроса котировок;
с 500 тыс. рублей до 3 млн. рублей возрастает начальная максимальная цена контракта, при которой заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме;
вводится процедура согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком;
устанавливается обязанность указывать страну происхождения товара в заявке участника закупки, как при закупке товаров, так и при закупке работ, в рамках которых используется закупаемый товар.
Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности будут выдаваться в электронной форме
Федеральным законом от 27.12.2019 № 478-ФЗ устанавливается переход к "реестровой модели" в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, предполагающей отказ от предоставления лицензий в бумажном виде в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий. При этом доступ к реестру лицензий является открытым и общедоступным.
При необходимости заинтересованные лица смогут получить выписку из реестра лицензий на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, при этом записи в реестрах лицензий, внесенные до дня его вступления в силу, подлежат приведению в соответствие с ним до 1 января 2022 года. Лицензии, выданные до дня вступления закона в силу, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления настоящего Федерального закона в силу.
Установлена административная ответственность за незаконную реализацию билетов на зрелищные мероприятия, в том числе их перепродажу по завышенным ценам
КоАП РФ дополнен статей 14.4.3, устанавливающей наказание в виде штрафа:
за реализацию лицами, не обладающими правами на реализацию, билетов, абонементов и экскурсионных путевок (за исключением их однократной продажи без наценки гражданином в случае приобретения для использования в личных целях);
за реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок по завышенным ценам;
за реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок с оказанием их покупателю сопутствующих услуг, общая стоимость которых составляет 10 и более процентов указанной в билете (абонементе, путевке) цены.
Изменения в КоАП РФ внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 439-ФЗ
Федеральным законом от 27.12.2019 № 487-ФЗ уточнены полномочия Генеральной прокуратуры РФ по осуществлению государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности
Затронуты также вопросы государственного единого статистического учета данных о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре .
Установлено, в частности, что Генеральная прокуратура РФ:
осуществляет государственный единый статистический учет в указанной сфере, проводит федеральное статистическое наблюдение на основе первичных статистических данных, предоставляемых государственными органами;
утверждает формы федерального статистического наблюдения, указания по их заполнению, официальную статистическую методологию, порядок и сроки предоставления первичных статистических данных;
размещает полученную официальную статистическую информацию на официальном сайте РФ в сети "Интернет" в форме открытых данных с учетом ограничений, установленных федеральными законами;
осуществляет создание, развитие, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования государственной автоматизированной системы правовой статистики и является ее оператором.
Отдельные положения Федерального закона вступают в силу с 1 января 2022 года.
В уголовно-процессуальном законодательстве закреплены гарантии, предусмотренные в рамках "амнистии капитала"
Законом о добровольном декларировании физлицами иностранных активов и счетов (вкладов) в банках (далее - "амнистия капитала") предусматривается для декларанта и лица, информация о котором содержится в специальной декларации, гарантия в виде освобождения от уголовной ответственности при соблюдении установленных условий.
С целью гармонизации положений указанного Закона с положениями УПК РФ устанавливается, в частности, что поводом для возбуждения уголовного дела не могут служить факт представления специальной декларации, а также сведения, содержащиеся в указанной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к ней.
Закреплено также, что при производстве следственных действий не допускается изъятие специальной декларации и (или) документов и сведений, прилагаемых к указанной декларации.
Введена уголовная ответственность за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней
В соответствии с новой редакции статьи 191 УК РФ уголовная ответственность будет наступать не только за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, но и за совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытым янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозку или пересылку, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, предусмотренное статьей 7.5 КоАП РФ.
За совершение таких сделок в крупном размере, а также организованной группой или группой по предварительному сговору предусмотрена повышенная ответственность.
Помимо прочего, статья 255 УК РФ "Нарушение правил охраны и использования недр" дополнена двумя частями:
- частью второй, предусматривающей ответственность за самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней лицом, подвергнутым административному наказанию по статье 7.5 КоАП РФ,
- частью третьей, предусматривающей повышенную ответственность за самовольную добычу таких камней в крупном размере.
При этом под крупным размером будет признаваться стоимость янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, превышающая один миллион рублей (примечание к статье 255 УК РФ).
Федеральным законом от 27.12.2019 № 520-ФЗ внесены некоторые изменения в законодательство, регламентирующее содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений женщин
В частности, установлено, что находящиеся под стражей женщины, имеющие при себе детей в возрасте до трех лет, и беременные женщины должны содержаться отдельно от остальных подозреваемых и обвиняемых
Также установлено, что норма санитарной площади в камере на каждого ребенка в возрасте до трех лет, находящегося вместе с матерью, которая задержана по подозрению в совершении преступления либо в отношении которой избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, должна составлять не менее четырех квадратных метров.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 480-ФЗ внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и иные законодательные акты Российской Федерации
В соответствии с изменениями:
обеспечивается возможность автоматизированной проверки информации о нотариальном документе с использованием машиночитаемой маркировки, размещенной на нем;
определяются правила взаимодействия единой информационной системы нотариата с иными информационными системами;
допускается право нотариуса устанавливать личность гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, посредством единой биометрической системы;
обеспечивается возможность представления сведений об открытии наследственного дела с использованием сети "Интернет";
предусматривается возможность удаленного обращения лиц за совершением нотариального действия, в числе которых свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, принятие в депозит денежных средств и ценных бумаг, взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника по исполнительной надписи нотариуса, выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
устанавливается возможность удостоверения сделки двумя и более нотариусами посредством единой информационной системы нотариата;
расширяется перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов (в указанный перечень включены договоры поручительства, предусматривающие солидарную ответственность поручителя по кредитному договору, а также договоры об оказании услуг связи в случае неисполнения обязательств по оплате услуг в сроки, установленные в договоре, при наличии в указанных договорах условия о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса).
Однако необходимо иметь ввиду, что большинство нововведений, закрепленных данный Федеральным законом вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
Законодателем уточнены полномочия прокурора, осуществляемые в ходе досудебного производства по уголовному делу
К мерам прокурорского реагирования отнесено, среди прочих, требование устранения нарушений федерального законодательства, допущенных органами дознания и следственными органами при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Также Федеральным законом от 27.12.2019 № 499-ФЗ закреплена обязанность органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа при принятии решения о передаче сообщения о преступлении по подследственности направить прокурору копию соответствующего постановления в течение 24 часов с момента его вынесения.
Установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Указанные изменения внесены в КоАП РФ Федеральным законом от 16.12.2019 № 441-ФЗ.
Такие требования предусмотрены, например, в отношении:
- торговых объектов;
- мест массового пребывания людей;
- гостиниц;
- объектов культуры и спорта;
- объектов организаций здравоохранения.
Теперь в случае нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также воспрепятствования деятельности лиц, уполномоченных на их выполнение или обеспечение (при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния), в соответствии со ст.20.35 КоАП РФ предусматривается наказание:
для граждан – в виде штрафа от трех до пяти тысяч рублей;
для должностных лиц - в виде штрафа от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет;
для юридических лиц – в виде штрафа от ста до пятисот тысяч рублей.
Соответствующие дела будут рассматривать суды. Протоколы об административных правонарушениях будут составлять сотрудники полиции, ФСБ и национальной гвардии.
Федеральный законом от 27.12.2019 N 504-ФЗ установлена административная ответственность за нарушения при осуществлении деятельности, которая негативно влияет на водные биологические ресурсы и среду их обитания
К такой деятельности относится, в частности, строительство, реконструкции, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, если она оказывает неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, а меры по их сохранению не применяются.
В соответствии с внесенной в КоАП РФ ст. 8.28 размеры административного штрафа будут определяться в зависимости от субъекта правонарушения от трех до двухсот тысяч рублей.
Дела по данным нарушениям будут рассматривать должностные лица органов Росрыболовства, а если нарушение совершено на особо охраняемой природной территории федерального значения - должностные лица органов Росприроднадзора.
Введено наказание за несоблюдение правила о хранении персональных данных российских граждан на территории РФ
За нарушение правил должностным лицам грозит штраф от 100 до 200 тыс. рублей. Юридические лица заплатят от 1 до 6 млн рублей.
Кроме того, нарушением будут являться действия по использованию баз данных, находящихся за границей, для записи, систематизации, накопления, уточнения или извлечения персональных данных россиян.
Поправки в административное законодательство вступили в силу 2 декабря 2019 года.
Можно ли привлечь лицо к административной ответственности, если протокол об административном правонарушении признан недопустимым доказательством.
Нет, нельзя.
К данному выводу пришел Верховный суд РФ, отразив ее в постановлении от 08.11.2019 N 18-АД19-64.
Как следовало из материалов дела об административном правонарушении, и судебных актов, принятых по нему гражданин был оштрафован за то, что не выполнил требования сотрудника полиции, в частности не остановил автомобиль. Гражданин с этим не согласился. Суд не учел, что в протоколе об административном правонарушении изменили дату его составления, а также отразили новые деяния. При этом гражданина об этом не известили. В вышестоящей инстанции протокол признали недопустимым доказательством, но дело не прекратили, так как других доказательств было достаточно.
Верховный суд не согласился с нижестоящими инстанциями, указав, что если протокол об АП признан недопустимым доказательством, постановление о привлечении к ответственности необходимо отменить и прекратить производство по делу.
Ужесточена ответственность за нарушение сроков исполнения исполнительных документов, установленных после вынесения постановления о наложении штрафа
Штрафами в размере до 3 млн. рублей или приостановлением деятельности на срок до 90 суток накажут за игнорирование ряда неимущественных требований приставов, если требования касаются:
- пожарной безопасности;
- промышленной безопасности;
- безопасности гидротехнических сооружений;
- строительства и применения строительных материалов (изделий);
- реконструкции, капитального ремонта или ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства;
- санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Наказывать будут тех, кто не устранит нарушение в срок, установленный приставом после вынесения постановления о штрафе.
Соответствующие дела будут рассматривать суды. Протоколы об административном правонарушении будут составлять судебные приставы.
Если нарушение совершит должностное лицо или останутся неисполненными требования, которых поправки не коснулись, штрафовать будут так же, как и сейчас: организацию на сумму от 50 тыс. до 70 тыс. руб., должностное лицо - от 15 тыс. до 20 тыс. руб.
Изменения в КоАП РФ внесены Федеральным законом от 16.12.2019 N 442-ФЗ.
На федеральном уровне установлены дополнительные меры поддержки граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда
В частности, Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ введено требование о включении в размер возмещения за изымаемое жилое помещение рыночной стоимости земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Предусматривается возможность расходования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, средств региональных и местных бюджетов на приобретение жилых помещений, строительство домов, выплату гражданам возмещения, предоставление субсидии гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений, а также застройщикам, реализующим проекты по развитию застроенных территорий или комплексному развитию территорий.
Изменился минимальный размер оплаты труда
Федеральным законом от 27.12.2019 № 463-ФЗ с 1 января 2020 года минимальный размер оплаты труда повышен до 12130 рублей в месяц.
В 2019 году МРОТ составлял 11280 рублей в месяц.
Необходимо напомнить, что с прошлого года ежегодно с 1 января следующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
Федеральный закон "О государственной социальной помощи" дополнен положением об информировании граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах и социальных гарантиях и выплатах через портал госуслуг, по телефону, в МФЦ и органах власти
Предусмотрено, что подобными способами гражданин вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО), о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения таких мер.
Порядок информирования должен быть установлен Правительством Российской Федерации.
Вводится обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Соответствующее положение закреплено в одноименном Федеральном законе.
В частности, установлено, что решение территориального органа ФСС РФ о назначении (отказе в назначении) обеспечения по страхованию может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящий орган страховщика.
Последний должен рассмотреть такую жалобу в течение десяти рабочих дней со дня ее получения (в некоторых случаях срок рассмотрения может быть увеличен не более чем на десять рабочих дней), а затем в течение трех рабочих дней со дня принятия решения уведомить о нем заявителя.
Кроме того при непредставлении документов, необходимых для рассмотрения жалобы, вышестоящий орган страховщика вправе запросить необходимые сведения в компетентных органах и организациях.
Указанный порядок вводится с 1 апреля 2020 года.
Внесены изменения в законодательство в части применения контрольно-кассовой техники
В частности, статья 2 Федерального закона о применении ККТ дополнена положением, в соответствии с которым вправе не применять ККТ при осуществлении расчетов за услуги населению в области культуры (по перечню Правительства РФ):
муниципальные дома и дворцы культуры, муниципальные дома народного творчества, муниципальные клубы, муниципальные центры культурного развития, муниципальные этнокультурные центры, муниципальные центры культуры и досуга, муниципальные дома фольклора, муниципальные дома ремесел, муниципальные дома досуга, муниципальные культурно-досуговые и культурно-спортивные центры, муниципальные музеи.
Исключением являются указанные муниципальные учреждения культуры, располагающиеся в городах и районных центрах (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), а также в поселках городского типа.
Таким образом, изменения законодательства касаются ряда муниципальных учреждений культуры, расположенных в сельской местности.
Принят Федеральный закон, направленный на регулирование правоотношений в сфере производства, оборота и потребления продукции виноградарства и виноделия
Закон устанавливает правовые, организационные, технологические и экономические основы в области производства, оборота и потребления продукции виноградарства и винодельческой продукции, правовое положение субъектов виноградарства и виноделия и др.
В частности, законом:
- определены понятия "контрафактной винодельческой продукции", "микровиноделия", "недоброкачественной винодельческой продукции" и многие другие;
- установлены требования к определению и учету виноградопригодных земель;
- предусмотрена классификация отдельных видов винодельческой продукции;
- введена российская национальная система защиты вина по географическому указанию и наименованию места происхождения;
- определен порядок осуществления государственного контроля и надзора и общественного контроля за соблюдением законодательства в области виноградарства.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу 26.06.2020
Внесены изменения в законодательство о национальной платежной системе
В частности, Федеральным законом от 27.12.2019 № 490-ФЗ операторов по переводу денежных средств обязали оперативно уведомлять пользователей о блокировке их денежных средств и причине такого решения.
Внесенными изменениями установлено, что при приостановлении или прекращении использования клиентом электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств обязан в этот же день предоставить клиенту информацию об этом с указанием причины такого приостановления или прекращения.
Закрепление указанной обязанности призвано предупредить негативные последствия для клиентов, которые по причине несвоевременного получения информации о блокировке средств платежа, в нужный момент не имеют доступа к собственным денежным средствам.
Подготовлено прокуратурой Рыбновского района по материалам СПС Консультант Плюс